Сенсорное
воспитание
Сенсорное
развитие ребенка является залогом успешного осуществления разных видов
деятельности, формирование различных способностей. Сенсорное воспитание
направлено на развитие перцептивных действий, т.е. действий восприятия, в
процесс которых дети выявляют свойства предметов, объектов, явлений.
Организовывать
сенсорное воспитание и руководить им необходимо на протяжении всего дошкольного
детства. Для этого важно учить детей рассматриванию предметов, обхватыванию их
обеими руками, обведению пальцем то одной, то другой руки, чтобы полученные в
процессе этого впечатления использовать в определенном виде деятельности. В процессе рассматривания-обследования детей
необходимо учить выделять свойства и качества предметов, материалы, из которых
они сделаны. Делать это нужно не сразу, а постепенно расширяя, круг
познавательных объектов.
Овладев сравнение предметов, выделением их сходства
и различий, дети постепенно учатся
объединять предметы по сходству, т.е. производить классификацию. Основные
свойства предметов (форма, цвет, величина, звуки и т.д.) выступают в роли эталонов, общественно
выработанных и закрепленных в понятиях. Дети постепенно запоминают эти эталоны
– сначала на сенсорном уровне, а затем
на уровне понятий. Это помогает им ориентироваться в окружающей
действительности, отбирать и группировать предметы по определенным разным
основаниям.
Окружающий
мир многообразен, его познание требует включения в процесс восприятия разных
анализаторов: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса – и сенсомоторных
действий. Это позволит ребенку выделить широкий спектр свойств предметов и
объектов окружающего мира, познать их с разных, т.е. сенсорное воспитание детей
дошкольного возраста способствует развитию у них всех органов чувств.
Работа по
развитию восприятия должно осуществляться систематически и последовательно и
включаться во все этапы
жизнедеятельности детей: режимные моменты, игры, занятия, трудовую
деятельность, прогулки и экскурсии. Восприятие должно пронизывать весь
воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт
детей. Расширение чувственного опыта детей должно производиться с учетом их
возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
·
Непосредственное
знакомство с предметом должно осуществляться живо и интересно, вызывать у детей
положительный эмоциональный отклик.
·
Процесс
восприятия надо сопровождать словом. Педагог называет качества предметов и
явлений. Дети, воспринимая предметы и явления,
одновременно запоминают и словесные обозначения их качеств. Это подводит
их к обобщению: круглыми могут быть разные предметы.
·
Проявление
самостоятельности, стремление поделиться своими впечатлениями с детьми и
взрослыми следует поощрять. С целью
активизации самостоятельных наблюдений полезно задавать детям вопросы.
·
Чтобы сенсорный
опыт накапливался и обогащался планомерно и постоянно, необходимо научить детей
действовать в определенной последовательности, т.е. организовывать перцептивное
восприятие предметов и объектов по заранее продуманному плану. Только тогда у
детей будут складываться отчетливые образы-представления о предметах и
явлениях, что способствует лучшему усвоению
сенсорного опыта и овладению умением самостоятельно воспринимать
предметы и объекты окружающего мира, расширять и уточнять ранее сформированные
представления и опыт.
Особое значение имеет сенсомоторное развитие ребенка, заключающееся в
развитии мелкой моторики. Это достигается разными путями: включением движений
рук по предмету в процессе его восприятия и обследования (выделение его свойств
и качеств). Полезно проводить пальчиковую гимнастику.
Постепенно в результате воспитательно-образовательной работе
накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основой
развития всех способностей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий